Учредитель клуба
Титульный спонсор
1993 / 94
1995 / 96
1996 / 97
2005 / 06
Хоккейный клуб Лада
Тольятти

Сергей Шумаков: «У нас есть ребята, которые могут играть на высоком уровне»



Нападающий «Лады» Сергей Шумаков большом интервью KHL.ru рассказал о решении перейти в стан «автозаводцев», своей мотивации в команде Олега Браташа, роли потенциального лидера тольяттинцев и собственных неудачах в прошлом сезоне.

«Лада» будет злой. На тренировках у нас уже идут рубки»

- Первый вопрос банален: почему «Лада»?

- Наверное, потому что здесь у меня будет много игрового времени. На меня рассчитывают в «Ладе». Хочется уже все доказать и, так сказать, камбэкнуться на свой уровень.

- «Лада» начала активно формироваться только в последние пару недель. Не было боязни, что можете начать сезон в команде, которая по уровню будет ближе к ВХЛ?

- Нет, конечно. У нас почти все ребята уже поиграли в КХЛ, все понимают, что здесь за уровень. Думаю, проблем с этим не будет. Главное – хорошо подготовиться. У «Лады» все будет нормально.

- Насколько сыграл фактор знакомых в команде? Того же Дмитрия Кугрышева, условного Михаила Фисенко.

- В принципе, мне без разницы. Но, разумеется, это бонус, когда ты знаешь ребят. Все равно со знакомыми полегче в новой команде. Помогаем друг другу.

- Можно ли сказать, что «Лада» будет максимально злой и мотивированной командой? Многие говорят, что у вас команда сбитых летчиков.

- Отчасти да. «Лада» будет злой. У нас реально много кому есть что доказывать. Многие игроки не подошли другим клубам и поэтому приехали сюда. Могу сказать, что на тренировках у нас уже идут рубки.

- Почему выбрали 7-й номер, под которым в последний раз играли еще в Новосибирске? Со стороны выглядит как попытка вернуться к истокам и вернуть удачу.

- Да, этот номер был для меня счастливым. Под ним все нормально получалось. Я бы его и не менял, но мне пришлось это сделать. В ЦСКА он был занят Иваном Телегиным, а в «Авангарде» оказался выведен из обращения. Пришлось брать какой попало. В «Авангарде» вроде неплохо пошло под 69-м, и я решил его оставить. Теперь решил вернуть семерку.

- Каково сейчас ощущать, что вы сейчас первый нападающий команды? Если в ЦСКА и «Авангарде» вас окружали другие звезды, то в «Ладе» россыпи мастеров нет.

- Да тут достаточно мастеров. У нас есть ребята, которые могут играть на высоком уровне. Сами увидите, когда начнется сезон.

- С небольшим шоком осознал, что вам уже 30 лет. Казалось, что еще совсем недавно были молодым и перспективным нападающим «Сибири», а теперь уже в категории 30+. Чувствуете, что молодежь относится к вам с большим уважением?

- Если что, то я до сих пор молодой и перспективный, – засмеялся Сергей. 30 лет для хоккея – вообще не возраст. А так, да, молодые ребята уже понимают, что я постарше их, относятся поуважительнее.

- Как переносите сборы с командой после того, как в прошлом году готовились исключительно самостоятельно?

- Как по мне, чтобы подготовиться к сезону, нужно готовиться вместе с командой. Когда ты тренируешься один и когда ты работаешь в коллективе – это совершенно разные уровни. С командой ты постоянно делаешь групповые упражнения и находишься в игровом тонусе. Когда работаешь один, то у тебя нет возможности где-то потолкаться и поделать даже самые обычные упражнения вроде «2 в 1», «3 в 2».

- Вы до прилета в Тольятти традиционно готовились в «Арктике», где ежегодно устраивает втягивающий сбор ваш агент Шуми Бабаев. В 30 лет есть ли смысл что-то менять в подготовке или из года в год у вас стандартная программа?

- В принципе, ледовая программа стандартна. Ничего особенного – делились и играли, работали в зале. Этим летом где-то больше работали над стартовой скоростью, над толчками. А так, зал почти везде одинаковый.

- Понятно, что «Лада» вышла из отпуска одной из первых, потому что команда собиралась почти с нуля и тренерам нужно больше времени на знакомство с ней. Но вы чувствуете, что за последние два-три года предсезонная подготовка в КХЛ начала меняться и стала более либеральной?

- Конечно. Уже большинство команд отошли от постоянных бегов, фартлеков, тестов Купера. Все уже пересели на велосипеды – мы, как раз, сдавали тесты на тренажере.


«Прошлый сезон получился провальным. Нужно было рассматривать предложения и не ждать до конца сентября»

- До перехода в «Ладу» почти все были уверены, что вы окажетесь в «Сибири». Агент говорил, что вы почти два месяца ждали контракт от новосибирцев.

- Честно, понятия не имею, почему мне два месяца не высылали контракт. Это вопросы уже к Кириллу Валерьевичу Фастовскому. Как мне говорил Шуми, то клуб постоянно просил меня подождать. Мне же не особо хотелось ждать. Как только появилась возможность перейти в «Ладу», то я сразу же сделал это.

- То есть у вас заранее был четкий дедлайн, памятуя прошлый сезон?

- В принципе, да.

- Потенциальное восстановление связки с Тэйлором Беком прельщало?

- Думаю, нет. У меня по ходу карьеры было много хороших партнеров. Ну, Бек и Бек, играли да играли.

- Бек – один из самых сложных партнеров в плане требований к окружающим его игрокам в звене?

- Бек – хоккеист, который хочет, чтобы все шло через него. Он хочет постоянно играть с шайбой. Тебе в звене с ним нужно только стоять и забивать, когда он отдаст тебе пас. Играя рядом с ним, ты очень мало находишься с шайбой, – засмеялся Сергей.

- Были моменты, когда действительно не могли поделить шайбу?

- Нет, мы же делали одно дело. У нас все всегда шло на позитиве.

- После истории с двухмесячным ожиданием желания вернуться в Новосибирск в будущем не поубавилось?

- Наверное, нет. Я не знаю, что будет дальше. Стараюсь жить этим днем. Но эта ситуация никак не отразилась на моих отношениях с клубом.

- Можно сказать, что предыдущий сезон полностью пропал для вас?

- С одной стороны, да – сезон получился провальным. В «Тракторе» не получилось, в Минске – вообще был ужас. Но считаю, что так получилось из-за отсутствия подготовки с командой. Мне было тяжеловато без общих сборов. Ну, и плюс фактор доверия. Когда тебе доверяют играть, то все получается само собой. А когда ты сидишь на лавочке, то ты точно ничего не сделаешь и не принесешь пользу команде.

- Главная ошибка прошлого сезона?

- Может быть, нужно было рассматривать предложения, которые были до начала сборов, и не ждать до конца сентября.

- Если бы снова вернулись в начало прошлого сезона, все равно предпочли бы «Трактор» «Витязю», который также очень хотел видеть вас? Наверняка ведь была мечта сыграть за родной клуб.

- Да нет, это не мечта. Просто подумал, что было бы здорово сыграть дома, где рядом родители и друзья. Вариант с Челябинском был очень удобным: и все знаешь, и жить есть где.

- После того, как сумели забросить за «Трактор», один из гештальтов закрылся?

- Если честно, то даже не думал об этом. Забил и забил. Нужно забивать за любую команду, в которой играешь.

- Не показалось, что изначально попали в тонущий коллектив без огня?

- Нет, я только хотел приносить пользу «Трактору».

- Все-таки, что у вас не пошло в «Тракторе»?

- Честно, я и сам не до конца понял. Наверное, физически не был готов. Может быть, просто не моя команда.

- С Анваром Гатиятулиным расстались в нормальных отношениях?

- Я в принципе стараюсь ни с кем не ругаться. Конечно, бывает всякое. Но мы расстались так, что мне даже ничего не сказали. Не знаю, почему так получилось.


«В Минске боялся шайбу, как будто она живая была»

- Бабаев говорил, что вас обманули в Минске.

- Да, изначально там было столько всего обещано. А по сути, получилось так, как получилось – сидел на лавочке.

- Безголевая серия в Минске сильно била по голове?

- Меня в принципе подкосил прошлый сезон. Не было никакой уверенности в своих действиях. Если раньше пытался постоянно играть с шайбой, то в Минске я ее будто боялся, как будто она живая была. Даже если есть моменты, бросаешь и то штанга, то что-то еще.

- Варианта остаться в «Динамо» не было? Все-таки сейчас туда пришел Дмитрий Квартальнов, при котором вы начинали свой путь в КХЛ.

- Даже как-то и не думал об этом. Просто сезон там получился плохим. Поэтому и клуб не хотел меня сохранять, и мне не хотелось оставаться в Минске.

- Вы ведь тогда выбирали между «Динамо» и «Адмиралом». Могли себе представить в системе Леонида Тамбиева, где нельзя сделать шаг в сторону?

- А почему нет? Я прошел через таких тренеров, что там вырисовывается очень серьезный список. Думаю, я бы нормально вписался в «Адмирал».

- Многие, заработав большие деньги, перебираются в Москву и Санкт-Петербург. Челябинск для вас по-прежнему основное место жительства?

- Да, по-прежнему живу в Челябинске. У меня есть жилье в Москве, но мне больше по душе родной город. Я же ЧТЗовский, – засмеялся Сергей.

- Вы как-то рассказывали в интервью, что у вас с другом однажды пытались украсть телефон. Сейчас Челябинск стал более безопасным?

- Наверное, в некоторых уголках нашего города все равно можно попасть в такие ситуации – особенно в районах вроде Ленинского, ЧМЗ. Но если гуляешь по центру, то тебя точно никто не тронет.

- Удалось за пару недель понять, что из себя представляет Тольятти? На первый взгляд, такой же рабочий город, как и Челябинск.

- Да, здесь очень много заводчан. Как я понял, сейчас сюда очень много рабочих приехало собирать автомобили. А так, город крутой, особенно летом. Все классно – тепло, Волга рядом. Если захотел, то даже можно в выходной пойти на пляже поваляться. В командном плане тоже все на высшем уровне: питание, организация.

- Олег Браташ тоже считается довольно системным тренером. Нет усталости от постоянного хождения по струнке?

- Нет, мне даже легче с ним. Мы ведь знаем друг друга, так как работали вместе в олимпийской сборной. Хорошо знаю его систему. В обороне всегда нужна система. А вот в атаке руки должны быть развязаны, чтобы была возможность творить.

- Удалось понять, в какой хоккей хочет играть Браташ?

- Понятно, что всем хочется играть в атакующий хоккей. Но пока у нас такие тренировки, что еще ничего не понятно – «1 в 1», «2 в 2», бега в жилетах. Над тактикой еще не работали.

- То есть его знаменитых раскатов еще не было? Артем Батрак рассказывал, что в «Спартаке» у него было больше двадцати вариантов.

- Кстати, сегодня делали какие-то базовые раскаты.

- Если размышлять глобально, то есть понимание, почему после «Авангарда» карьера свернула куда-то не туда?

- Не скажу, что карьера свернула не туда. Я перешел в «Автомобилист» и быстро получил травму. Но следующий год у меня получился неплохим – набрал за 30 матчей около 25 очков. Естественно, тот сезон провел не на «пятерку», но точно на «четыре с минусом» – это ведь все равно нельзя назвать плохим результатом.

- Что вам дали три года работы с Бобом Хартли?

- Если честно, очень многое. Он фанат хоккея и профессионал своего дела. У него очень много нюансов, на которые раньше не обращал внимания. Он все это разжевывает. Каждый день показывал видео. Да, иногда эти постоянные видеоразборы угнетали. Но польза от них точно была.

- Сколько длился самый долгий разбор?

- Они все были долгие, – засмеялся Сергей. Минут 40 точно, как урок в школе. Боб же всегда говорил «Avangard school».

- Из всего списка тренеров, с которыми работали, Питерс был самым несистемным?

- У него тоже была система. Просто он сам по себе такой. Но я с ним не так много поработал, поэтому ничего не могу сказать про него определенного.

- Как сильно Сергей Шумаков изменился психологически по сравнению с 2014-м годом?

- Никак. Думаю, остался таким же, каким и был. Только стал чуть-чуть поопытнее и старше.

- Нет сожаления, что не дотерпели до кубка ни в ЦСКА, ни в «Авангарде»?

- Нет. Зачем жалеть и жить прошлым? Нужно жить настоящим.

- У вас сохранилась тесная связь с Максимом Шалуновым?

- С Максом постоянно общаемся и переписываемся. Вот сейчас в «Арктике» вместе тренировались.

- Главная мотивация в новом сезоне?

- Как можно больше приносить пользы команде голами, передачами. Понимаю, что от меня ждут хорошей игры. Буду готов к сезону.


Возврат к списку

 
бронзовые призеры
победители
финалисты
Наши именинники