Учредитель клуба
Титульный спонсор
1993 / 94
1995 / 96
1996 / 97
2005 / 06
Хоккейный клуб Лада
Тольятти

Павел Десятков: «Не верится, что с момента нашего чемпионства прошло тридцать лет»



Нынешний старший тренер команды – один из тех, кто вместе с «Ладой» добился первого трофея в истории тольяттинского хоккея, став весной 1994 года чемпионом страны. Этим летом Павел Десятков вернулся в родной клуб, войдя в полностью обновленный тренерский штаб «автозаводцев». Корреспондент allhockey.ru Александр Шапиро пообщался с Десятковым за несколько дней до начала очередной домашней серии «Лады» в регулярном чемпионате КХЛ. Это интервью начинает цикл материалов с героями чемпионского сезона 1993/1994.

- «Лада» абсолютно заслуженно стала одним из открытий первого месяца регулярного чемпионата КХЛ. Признайтесь, сами ожидали такого выступления от команды?

- Во время предсезонной подготовки мы проделали огромный объем работы и планировали подойти к старту сезона в хорошей физической форме, но при этом прекрасно осознавали тот факт, что у нас новая команда и ребятам необходимо время для сыгранности. Кроме того, некоторые до этого никогда не играли в КХЛ. Этим и можно объяснить три наших поражения на старте. Но нужно отдать должное ребятам, что они не опустили руки, работали засучив рукава и мы начали побеждать. Провели хорошую серию, в двенадцати матчах подряд набирали очки и сумели подняться на второе место в Восточной конференции.

- Выезд во Владивосток и Хабаровск несколько подпортил ситуацию в таблице, хотя нынешнее четвертое место на Востоке для команды, которая вернулась в КХЛ спустя пять лет – показатель весьма неплохой.

- На Дальнем Востоке всегда тяжело играть, независимо от того является команда дебютантом или действующим чемпионом. Там все теряют очки и говорить о том, что у нас тогда начался спад – нельзя. Продолжаем тренироваться и готовиться к домашней серии.

- Каждый год специалисты сравнивают силу команд двух конференций – Западной и Восточной. Если бы вам задали такой вопрос, как бы вы на него ответили?

- Могу сказать одно, нынешний чемпионат показывает, что ярковыраженного фаворита в нем нет. Результаты многих матчей непредсказуемы. Если сейчас взглянуть на две таблицы, то видно, что уровень команд подровнялся: от первого места до девятого на Западе 11 очков, а на Востоке – 9. Мы больше сыграли с командами Востока, с одним только «Трактором» встречались уже четыре раза.

- За время вашего отсутствия в главном эшелоне нашего хоккея сильно изменился уровень команд?

- Если сравнивать то время, когда КХЛ появилась и сейчас, то, бесспорно, Лига стала круче. Изменились условия жизни клубов, про КХЛ стали больше говорить, писать, много обсуждают в Интернете, больше стало боеспособных коллективов, которые ставят перед собой серьезные задачи, матчи более упорные и более непредсказуемые.

- Не могу не спросить вас о золотом времени тольяттинского хоккея. Вы ведь были одним из участников того золотого сезона тридцатилетней давности.

- Да, те годы остались в памяти на всю жизнь. Даже не верится, что с тех времен прошло уже три десятилетия. У меня до сих пор перед глазами дворец спорта «Волгарь», чемпионский кубок, радостные лица ребят, тренеров, персонала команды. Это были действительно счастливые годы тольяттинского хоккея. Помню, как на улицах были толпы народа, которые с раннего утра стояли в очереди в кассу, чтобы купить билет.

- Не казалось вам тогда, что дворец явно меньше, чем количество желающих увидеть воочию игру «Лады»?

- Было такое, но раньше везде были небольшие дворцы – в Омске, Уфе, Челябинске, Минске, Воскресенске, Саратове. Пожалуй, только Малая спортивная арена или Дворец спорта в Лужниках выделялись своей большой вместимостью. Зато в Тольятти всегда были аншлаги.

- Вы сейчас бываете в «Волгаре»?

- Практически нет, только мимо проезжаю. С этим дворцом у меня связано многое – тут прошла вся моя хоккейная молодость.

- Журналистам, кстати, «Волгарь» очень нравился, потому что мы находились прямо за скамейками, и тренеров было отлично слышно.

- Да, прекрасно понимаю. Могли почувствовать атмосферу в команде изнутри, как идет работа на скамейке.

- Какое у вас самое яркое воспоминание от того, чемпионского сезона?

- Я был самым молодым в команде – было мне тогда 18-19 лет. Много приходилось полировать лавку, был в числе запасных, ждал своего шанса. Понемногу Геннадий Федорович Цыгуров меня привлекал к команде. Понимал ответственность и старался не подвести. Но сам факт быть в команде и стать чемпионом в таком возрасте это очень приятно, почетно и престижно. У нас тогда была отличная команда, Геннадий Федорович мечтал, чтобы «Лада» стала первой из немосковских клубов, кто станет чемпионом. Я бы сказал, что у нас был коллектив единомышленников, было много слагаемых успеха. Весь город тогда жил хоккеем. Помню, говорили тогда, что после наших побед производительность труда на «АВТОВАЗе» увеличивалась.

- Раньше не было миллионных бонусов как нынче, что вам подарили за чемпионство?

- Я тогда получил «шестерку». Моей радости, конечно, не было предела, но, поверьте, личное благо – не было для меня, молодого парня, на первом месте. Родители и тренеры с детства говорили, что нужно честно работать и все будет. Я всегда говорил, что хоккейная школа «Лада» одна из сильнейших в стране и это готов сказать сейчас.

- В команде было много игроков, уже выступавших за сборную на Чемпионатах мира и Олимпиадах. На кого из них вы хотели быть похожим?

- У нас было много игроков, кто пользовался и в команде, и в лиге большим авторитетом. От каждого пытался перенять лучшее. Повторюсь, у нас сложился отличный, сплоченный коллектив, все хорошо общались друг с другом, помогали и не важно было сколько тебе лет – двадцать или тридцать.

- Вы и играли под руководством Цыгурова, а затем работали одним из его помощников. Говорят, с ним было не так просто.

- Он был очень требовательным, порой строгим. Вообще, их тандем с Сергеем Михайловичем Михалевым хорошо дополнял друг друга. Мы, молодые, конечно, Цыгурова немного побаивались, понимали, что если вдруг ошибемся, нам грозит «ссылка» в фарм-клуб или в ЦСК ВВС, в Самару. А вот с Михалевым было легче, он всегда мог выслушать, дать полезный совет, рассказать анекдот, в общем, поднять нам настроение. Когда я уже завершил игровую карьеру и стал тренером, я узнал Геннадия Федоровича ближе не с хоккейной, а с человеческой стороны.

- В своей нынешней работе часто используете советы Цыгурова?

- Работая вместе с ним, я многому научился и стараюсь нынче это использовать уже в своей тренерской деятельности. Когда я работал в «Ладе-2» много общался с тогдашним наставником главной тольяттинской команды Петром Ильичом Воробьевым. И от него я тоже многое перенял. Все тренеры разные и кого-либо полностью копировать нельзя, от каждого нужно брать свое.

- Можете вспомнить, что чаще всего Цыгуров говорил игрокам?

- В начале-середине 90-х самым принципиальным соперником для «Лады» было московское «Динамо». Мы с ним постоянно играли в финалах. И тогда Геннадий Федорович говорил следующее: «Пока мы не научимся в Москве обыгрывать московские команды, кубок нам не выиграть». Все так и получилось.

- В конце 90-х игроки массово уезжали в НХЛ. У вас не было такого желания?

- НХЛ – мечта любого хоккеиста. Но у меня было желание всю карьеру отыграть в своем родном городе, родном клубе. По НХЛ мысли были, но, к сожалению, не сложилось. А вообще, за НХЛ я всегда следил, там долго играл мой друг детства Витя Козлов.

- Сейчас матчи с «Салаватом Юлаевым», наверное, ждете с нетерпением?

- Многие из тех, с кем я с детства играл, сейчас работают в командах КХЛ, ВХЛ, МХЛ. Со всеми рад увидеться, вспомнить прошлое.

- Летом спустя несколько лет вы вернулись в родной клуб. С каким настроением, с какими задачами?

- Очень бы хотелось, чтобы родная команда вернулась на верхние строчки турнирной таблицы и радовала болельщиков своими результатами. Будем стараться все делать, чтобы зрителей на трибунах было все больше и больше.


Возврат к списку

 
бронзовые призеры
победители
финалисты
Наши именинники